73.
(30.12.2006 13:47)
0
Марианна ван дер Хорст-Лем Марианна ван дер Хорст-Лем — голландская художница, признанный мастер тибетской танка-живописи в стиле карма-гадри. До знакомства с тибетской культурой Марианна была художником по тканям. Большое впечатление на нее произвели росписи с изображениями будд в пещерах Индии. В течение двух лет она занималась на курсах у Энди Вебера (западного мастера танка-живописи в стиле менсар). По прошествии этого времени он сказал, что Марианне следует искать тибетского Учителя.
В 1986 году Марианна поехала на ретрит в Бельгию к тибетскому мастеру Гега-ламе. Гега-лама и стал для нее главным Учителем. Марианна много занималась самостоятельно и привозила пачки рисунков, которые Гега-лама оценивал порой весьма критически. Марианна признавалась, что период обучения (который занял около восьми лет) был очень непростой. Несколько раз она приезжала в его мастерскую в Катманду. Гега-лама повторял своим ученикам: «Если кто-то нарисовал хоть одну фигуру будды в течение всей жизни — это очень большая заслуга».
Третий учитель Марианны — тибетский живописец Шераб Палден Беру (ему более 80 лет). Он живет и работает в Шотландии, в Кагью-центре. Марианна приезжала к нему несколько раз. Это необыкновенный мастер цвета, он делает настенные росписи и пишет огромные многофигурные танки (около 3 м шириной).
По просьбе своего коренного учителя Гехлега Наванга Ринпоче (Америка) Марианна провела несколько ретритов по танка-живописи в США. В Дхарма-центре Неймегена (где живет Марианна) она также осуществляет обучение, к ней приходят как совсем юные, так и очень пожилые ученики.
В 1993 году Марианна по приглашению ламы Оле Нидала провела курс танка-живописи в Харькове, в России и на Украине под ее руководством прошли уже более полутора десятков ретритов. Марианна очень ответственно подходит к передаче Учения, Гега-лама в одном из последних писем завещал ей «ездить в Россию, даже если будет всего один ученик…» Гега-лама Гега-лама (1931–1998) — выдающийся мастер традиции карма-гадри. Он был не только превосходным художником танка, но виртуозно владел и другими видами искусств: скульптурой и изготовлением ритуальных предметов, танцами, пением (он не только умел все это делать, но знал смысл изображаемых символов и философию, которая стоит за этим). Гега-лама родился в деревне Ринчен Линг в Восточном Тибете, с самого детства интересовался искусством. В восемь лет он начал изучать каллиграфию с ламой Дронстай. В одиннадцать лет поступил в монастырь Тшабтша, где изучал буддийскую философию, танец, искусство и музыку. В 16-летнем возрасте он встретил мастера Чок Йонг, у которого брал первые настоящие уроки живописи, учился гравировке по камню, а также искусству пения. Позднее Гега-лама разыскал учителя Такла Цеванга (1902 г.р.), который даровал ему знание правильных пропорций, от него же Гега-лама получил устные и практические наставления по танка-живописи. С 22 лет стал работать самостоятельно, первая его танка с изображением тысячи будд была посвящена памяти матери. У учителя Дамчо он перенял навыки работы с металлом — литье статуэток, колокольчиков и др. (В Тибете бытовало мнение, что работа с металлом — низкое занятие, но Гега-лама так не считал). Кроме этих, были и другие учителя, которые служили ему вдохновляющим примером. Гега-лама говорил, что те, кто передавал линию карма-гадри, были эманациями великих учителей (но себя он таковым не считал). Частично он жил в Сиккиме и Дарджелинге, частично в Непале. В Катманду (Непал) у него была своя мастерская.
У Гега-ламы было много учеников, но лишь несколько стали настоящими мастерами. Он очень много усилий вкладывал в обучение, в образование. Марианна рассказывала, что она как-то спросила Гега-ламу: «Как определить, что ученик готов учить сам?» — «У него слезы навернулись, он стал рассказывать про своих учителей. Он был бесконечно благодарен им. Гега сказал, что пока учитель жив, он, как правило, не позволяет учить дальше. В определенный момент он решает, что ученик готов к этому. Все это делается очень осторожно и внимательно...»
В 1978 году XVI Кармапа Ранджунг Ригпе Дордже поручил Гега-ламе передавать традицию карма-гадри на Запад. Гега-лама многократно приезжал в Бельгию для проведения ретритов. К нему обращалось множество людей за наставлениями, и он поставил себе цель — обеспечить учеников законченными схемами. Так, в 1979 году была начата бесценная книга Гега-ламы...
Principles of Tibetan Art Гега-ламы — авторитетное и исчерпывающее руководство по тибетской иконографии и иконометрии, книга была издана в начале 1980-х годов в Бельгии и стала незаменимым учебником рисования. Такла Цеванг Такла Цеванг — учитель Гега-ламы, родился в 1902 году в провинции Арап в Дерге Палйул (Восточный Тибет). Одаренный с раннего возраста, он имел большие художественные наклонности и изучил множество искусств, таких как живопись и скульптура, под руководством двух совершенных мастеров гадри — Уари Лама Лодро, который преуспел в рисунке, и Пайма Рабтен, держатель линий Каршйо, который преуспел живописи. Такла Цеванг провел всю свою жизнь в неиссякаемой творческой активности. Предыдущий Ситу Ринпоче, Пайма Вангчук Гьялпо, выразил почтение Такла Цевангу, отметив, что его живопись так хороша, что подходит для установки на алтари даже не будучи формально освященной. Кто бы ни обозревал его работу, будь то люди различающие или нет, — все находили эти формы светящимися, потому что его работа находилась в совершенном согласии с привнесенными сутрами и тантрами, она всеми воспринималась как достоверная. Дэсонг Норбу Осенью 1998 года в Санкт-Петербургском Кагью-центре и в Подмосковье проходили недельные ретриты по танка-живописи, которые проводил тибетский художник Дэнсонг Норбу (живет в Сиккиме, у них с Гега-ламой был общий учитель). В дальнейшем Норбу осуществлял роспись элистинской ступы Просветления. Роспись представляет собой линию передачи учения традиции Карма-кагью — от будды Дордже Чанга до XVI Кармапы. Несколько студентов помогали Норбу в процессе росписи ступы, а также в его работе во Франции.
|